С юга по нитке — путешественнику маршрут

Протяженность из Агиос-Николаоса — 140 км. Время — 5-6 часов.

Все маршруты по Криту смотрите здесь >>

Юг Крита был мной мало изведан. Поэтому часть маршрутов в этот раз была полностью посвящена южному побережью. К сожалению, поскольку на юге огромное количество достопримечательностей, далеко не все получилось увидеть и узнать. Тем не менее, этот маршрут оказался интересным, но не без небольшого облома. Мы ехали из Макри-Гиалу, в котором мы жили в Helios Studios & Apartments, в Агиос-Николаос. Ну что, вперед!

Пляж Ахлия

Начался наш маршрут с пляжа Ахлия (Achlia Schinokapsalon). Этот пляж отмечен Голубым флагом, а значит считается чистым и безопасным. Вообще пляжей на юге очень много, и они все небольшие. Итак.

На пляже есть зонтики и лежаки. То есть пляж оборудованный.

На пляже установлен флагшток с Голубым флагом.

А самое главное, очень многие пляжи на юге песчаные, а входы в море мелкогалечные. Ходить по ним без обуви не очень удобно. Этот пляж не исключение.

Рядом стоянка и таверна.

Два лежака и зонт на день стоят 6 евро.

На стенде пляжа можно найти информацию о пляже. В основном это условия нахождения (без живтных, не мусорить и прочее), есть пара карт и обозначение, где что на пляже находится.

В общем и целом пляж оставляет приятное впечатление. Он закрыт горами со всех сторон, поэтому даже в ветреный день на пляже было тихо и спокойно.

Но мы двигаемся дальше, к следующемы пляжу, где планируем искупаться. И этот пляж называется Агия Фотия. Находится он недалеко от Ахлии, всего в 7,5 километрах.

Пляж Агия Фотия

Агия Фотия (Agia Fotia) находится дальше от дороги, и главное не пропустить поворот. Агия Фотия находится в очень живописном месте, судите сами.

Спустившись к пляжу, вы попадете на небольшую стоянку. Вон там в левом краю фотографии наша оранжевенькая машинка, о ней можете прочитать в нашем отзыве по аренде машины в компании Voyager.

Пляж Агия Фотия очень похож на Ахлию. Это заметно невооруженным взглядом.

Также установлен Голубой флаг.

Вход в море тоже один в один. Они даже размерами очень похожи.

В общем, на каком бы вы пляже не остановились, будет все очень похоже. Лежаки платные, цена такая же, как на Ахлии. Ну что, искупались. Едем дальше?

Ну а дальше мы направились в одно интересное место, которое в результате оказалось с тем самым обломом, о котором я говорил в начале.

Водопад Милона

Чтобы попасть к тропе, ведущей к водопаду нужно проехать изрядный путь по грунтовой дороге. Хочу напомнить, что все без исключения компании по аренде автомобилей предупреждают о том, что повреждения колес на таких дорогах не входят в страховку. Ехать по такой дороге около 2 километров. Небольшая информационная заметка о водопаде здесь.

По дороге попадаются всякие интересные кадры, которые не пропустить.

И вот мы у цели!

Сначала было непонятно, куда идти, но мы решили пойти за информационный щит и начать карабкаться вверх. И за ним в результате многочисленные тропинки слились в одну, которая повела нас вверх в гору. На Крите вообще надо привыкнуть к словам «надо идти вверх».

Карабкаться пришлось долго, но потом все же тропинка приняла горизонтальное положение и стало полегче.

Вот такие борцы с ветром стоят рядом с тропинкой чуть ли не на каждом шагу.

Вы идете, а вокруг вас горы…

И вдруг тропинка опять начала карабкаться вверх. Причем достаточно круто. Когда мы возвращались, нам попались на встречу два туриста. Один сидел на камне, а второй прижимал ему к голове кусок ткани, который был в крови. Это явно показывает, какой сложности подъем к водопаду Милона. Мы хотели предложить помощь, но мужчины разговаривали и смеялись, поэтому мы решили, что в помощи они не нуждаются.

Посередине тропинки торчат здоровенные каменюки.

Наконец-то мы добрались до конца подъема. И тут мы увидели водосток. Мы сразу решили, что мы почти у цели. Мы ошиблись и здорово.

Дальше мы пошли по нему, идти было, конечно, гораздо удобнее. Но периодически попадались вот такие вот трудности в виде скал или обрывов.

По дороге фотографировали все направо и налево.

И вот мы пришли! Топать до водопада от информационного щита около 700 метров. И вот он — долгожданный облом! Водопада нет! Есть то место, где он был, а воды нет. Я читал, что в определенные месяцы водопад пересыхает, но мы были осенью, и я надеялся, что водопад жив. Теперь могу сказать, в октябре водопада нет!

Только внизу лужица говорила о том, что здесь действительно как-то недавно текла вода.

У водопада небольшая площадочка, где можно передохнуть.

Ну что ж, несолоно хлебавши, в обратный путь!

Еще борцы со стихией.

Было очень жалко, что мы не увидели сам водопад. Но мы обязательно туда вернемся и все увидим. Тем не менее, опять вперед к следующему пункту!

Немецкий бункер времен Второй мировой войны

Вторая мировая война — это отдельная часть истории острова Крит. На нашем сайте есть некоторые факты о Второй мировой, например в описании монастыря Превели. Надеюсь, что я напишу большую статью о героических сражениях, захвате и освобождении Крита. О том, где находится бункер, читайте здесь.

Пляж Кутсунари

Бункер находится на пляже Кутсунари или пляж Мегали. Этот пляж тоже отмечен Голубым флагом. Это очень приятно, что и жители Крита и туристы так относятся к природе, что на острове такое количество пляжей с Голубым флагом.

По сравнению с Ахлией и Агиа Фотией пляж Кутсунари просто огромный!

Но и он мелкогалечный.

Однако, при этом на пляже почти нет ни местных, ни туристов. Хотите побыть в гордом одиночестве? Вам сюда!

Следующим пунктом нашего путешествия значился город Иерапетра.

Иерапетра

Как же я люблю гулять по городам Крита. Они очень самобытные и, как сказать, домашние какие-то. Иерапетра похожа одновременно и на Ханью, и на Ретимно. Агиос-Николаос и Ираклион очень отличаются от этих городов.

Историческую заметку об Иерапетре вы можете прочитать здесь.

Жилые кварталы за пределами центра очень похожи на кварталы других крупных городов. Однако, в Иерапетре есть одна особенность, в ней очень мало машин, что крайне странно, учитывая, что город достаточно большой.

Вот так выглядят все улицы за пределами центра. Передвигаться по городу очень комфортно.

Ближе к центру улицы становятся уже и меньше, людей становиться больше, а машинки начинают уже появляться в самых неожиданным местах.

До достопримечательностей Иерапетры, которых не так уж и много, можно доехать на машине, но мы предпочли оставить машину и прогуляться по Старому городу. Кстати, если вы решите поступить также, то обязательно отметьте на навигаторе, где оставили машину, или поставьте отметку на карте. Это еще одна из особенностей Иерапетры — улицы за пределами Старого города похожи друг на друга как две капли воды.

В общем, мы отправились гулять. Однозначно, Старый город Иерапетры очень самобытный и приятный. Еще одна особенность Иерапетры — это очень чистый город. Другие города Крита тоже не назвать замусоренными, но Старый город и вообще вся Иерапетра прямо как с открытки.

Куда бы вы не повернули, какой квартал бы вы не выбрали, можно сделать снимок, и вы получите качественную открытку.

Пройдя сквозь Старый город, мы оказались на набережной, там же располагается порт Иерапетры. Ну, и, конечно, главная достопримечательность города — форт Калес.

Форт Калес

Форт Калес построен для защиты северной стороны порта от арабских пиратов. Крепость сохранилась в отличном состоянии. Однако, то, что мы видим, это уже крепость восстановленная. Несмотря на это, форт производит мощное впечатление. Историческая справка находится здесь.

Либо нам так везет, либо в некоторых достопримечательностях работа не прекращается. Форт оказался закрыт на реконструкцию, поэтому у нас получилось осмотреть его только снаружи. Вокруг всего форта проложена дорожка, по которой можно его обойти кругом.

Вот такое мы увидели на обоих воротах форта. 🙁

Тем не менее, даже то, что мы осмотрели форт только снаружи, оставило серьезное впечатление о серьезном строении.

Порт Иерапетры

Порт Иерапетры, я бы сказал, огромен для такого города. Кораблики в порту кажутся игрушечными, в других портах все обычно все забито, но из-за огромного размера порта количество катеров и лодок в порту Иерапетры кажется весьма небольшим.

Подготовленные для установки волноломы. Такую форму волноломов я видел только на Крите.

Пляж Аповатра

На променаде Иерапетры, который выходит на пляж Аповатра, располагается большое количество кафе и таверн. Информационная заметка о пляже здесь.

Аповатра — городской пляж, как и все пляжи, которые мы видели в этот день, мелкогалечный. Народу на пляже, как и машин в городе, крайне мало.

Дальше мы направились еще к одному известному месту — площади, на которой располагаются сразу две достопримечательности — мечеть Иерапетры и Турецкий фонтан. И, конечно, мы не преминули пройти еще раз по Старому городу.

По дороге нам встречались интересные места, например, вот такая церковь.

Мечеть Иерапетры и Турецкий фонтан

Добравшись до нужного места, мы были приятно удивлены. Выглядит площадь действительно очень впечатляюще. Информационную заметку можете найти здесь.

Турецкий фонтан был недавно отреставрирован.

Мечеть в Иерапетре небольшая, но тоже отремонтированная.

Иерапетра оставила после себя очень приятное впечатление. Очень тихий, дружелюбный, чистый и приветливый город.

Возвращаемся к машине и мчим дальше. Вот такие картины мы наблюдали по дороге. Теплицы насколько глаз хватает.

А дальше у нас по плану было запланировано посещение одной из самых известных достопримечательностей юго-востока — озера Брамиана. И именно из него питаются водой эти самые теплицы.

Озеро Брамиана

Озеро Брамиана стоит посетить из-за великолепного цвета воды и контраста с берегами. Но нам, жителям средней полосы, большего экстаза получить не получится. У нас все же нет такого дефицита пресной воды, и пресноводные озера для нас не в диковинку. Точно такое же впечатление оставило после посещения озеро Курнас. Небольшая заметка о местонахождении озера Брамиана читайте в этой заметке.

Стоит еще отметить тот факт, что дорога вокруг озера односторонняя зачем-то. Хотя когда мы приехали, там не было ни души. После озера следующим и последним пунктом у нас был поселок Каламафка. И вот то, что мы нашли там, с лихвой компенсировало не очень удачное начало дня. Честно говоря, я сам не ожидал найти в Каламафке что-то особенное. Посещение этого городка было запланировано исключительно как посещение самобытного критского поселка.

Как обычно по дороге нельзя было не останавливаться и не делать снимки. На Крите это просто невозможно — проехать мимо прекрасного вида и не остановиться.

В Каламафке бывает немного туристов, как ни странно. И там мы решили зайти в местную таверну. Я буду утверждать всегда, если хотите поесть очень вкусно, много и недорого — поезжайте вглубь острова и обедайте там, где сидят местные жители. И в этот раз этот принцип нас не подвел. Вот такие блюда нам приносили в полтора раза дешевле, чем в тавернах в курортных зонах.

Не съесть это все невозможно. Съесть все целиком невозможно тоже. Выйдя из таверны мы случайно заметили на вершине горы вот такое сооружение.

Думаю, что не стоит уточнять, что мы сразу же отправились туда.

Пещера и церковь Тимос Ставрос

Подъехав, мы увидели вот такой указатель. Конечно, мимо мы пройти не смогли. Информационно-историческую заметку об этом месте вы можете прочитать по этой ссылке.

И, конечно, чтобы посетить это место, нужно было забраться далеко не на самую маленькую гору. Благо дело, карабкаться нужно было не по «бездорожью», а по лестнице. Но поскольку высота была далеко не маленькая, а лестница довольно крутая, потратили мы времени и сил очень порядочно.

Карабкаться по лестнице было, конечно, тяжело. Но этого того стоило. Посмотрите, какой вид на город открывается с этой горы.

И наконец-то мы добрались до вершины.

Еще один потрясающий вид на город.

А вот и цель нашего подъема. Оказалось, что в этом месте можно было еще увидеть лицо на скале, но мы об этом не знали, поэтому постараемся обязательно увидеть его в следующий раз.

Подойдя к церкви, мы явно не ожидали увидеть такой вход.

Конечно, мы сразу полезли внутрь. Это оказалась поразительная церковь в пещере!

Посмотрите в правый нижний угол. Видите еще какую-то непонятную темную дыру?

Оказалось, что пещера церковью не заканчивается, а продолжается дальше.

К сожалению, мы не спелеологи, и туда уже не смогли добраться. Это оказалось также, как в пещере Атциганоспилиос.

Сама церковь очень чистая и аккуратная, сразу видно, что за ней следят.

Выйдя из церкви, мы решили пройтись по горе. И, оказалось, что это было очень хорошей идеей. С противоположной стороны горы нам удалось сделать очередные потрясающие снимки!

По итогу этот день оказался очень продуктивным и интересным, несмотря на несколько небольших неудач с водопадом и закрытым фортом. С большим удовольствием могу порекомендовать этот маршрут тем, кто хочет искупаться и поездить по местам, где мало людей, особенно туристов.