Поездка в горы и спрятанные церкви

Протяженность — 100 км. Время — 6-7 часов.

Все маршруты по Криту смотрите здесь >>

В некоторые дни хочется посмотреть не только что-то сильно археологическое, но и просто полюбоваться на окружающую природу и покататься по тем местам, куда редко забредают туристы. Вернее, основная масса туристов. И мне кажется, что запланировав себе на посещение места из турсправочника, гости острова обрекают себя на стандартные впечатления. Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, но, согласитесь, сложно, сидя в автобусе, просить останавливаться в том месте, где хочется постоять и насладиться тем, что видишь. Это, кстати, к вопросу о самостоятельности путешествий, стоит ли оно того.

Лирическое отступление окончено. Дальше лирические фото 🙂

Мы выехали из Ханьи и поехали на юг. Мы хотели посмотреть, где находится вход в ущелье Самарья. Пройти мы его не планировали, так как путь там достаточно далекий, а у нас еще не было опыта прохождения ущелий. Это сейчас он есть. Причем то ущелье, которое мы прошли на Кипре, легким было только поначалу. А потом мы закрепили опыт похода в ущелье, пройдя по ущелью Рихтис до водопада. Поэтому, возможно, в следующую поездку, мы все же пройдем и Самарью. Но тут есть еще одна трудность, надо решить, куда девать машину, или придется ехать на автобусе… В любом случае, когда мы это провернем, я обязательно об этом напишу.

Итак, мы двигались на юг по горам, забираясь все выше и выше. Деревья мужественно сражаются с порывами ветра.

Как мы уже убедились, горные козлы и просто козлы — это вообще, можно сказать, часть ландшафта Крита.

А есть еще организованные группы козлов и баранов.

Забираясь все дальше и дальше мы несколько раз останавливались. У нас была открытая машина, поэтому где-то ближе метрам к 900 мы предпочли закрыть крышу. Но забраться на такую высоту стоило хотя бы ради одной такой фотографии!

Растения на этой высоте, сразу видно, что отличаются от зелени в низинах.

Через некоторое время мы проехали мимо очередного ветропарка. Все-таки эти электростанции издалека кажутся маленькими, а на самом деле они огромны!

Плато Омалос

Так, вертя головой в разные стороны, мы незаметно и приехали ко входу в ущелье Самарья.

Нужно сказать, что, конечно, высота такая, что от вида облаков, цепляющихся за пики гор, дух захватывает.

Горы рядом со входом в ущелье были местами покрыты снегом. То-то мы крышу закрыли…

Вокруг плато Омалос, на котором, собственно, и находится вход в ущелье, можно повернуться в любую сторону, нажать на спуск и получится отличная открытка.

И даже если направить фотоаппарат вниз, ничего не изменится.

Немного померзнув и посмотрев на горы, мы двинулись в обратную сторону. Вернее, чуть в сторону. Мы решили найти церковь Христа Спасителя, о которой написано далеко не везде, а, вернее, много где не написано. Но да ладно, о ней, когда доберемся до нее. А пока мы ехали по горам и не могли перестать любоваться восхитительными видами!

Растения принимают причудливые формы из-за суровости мест.

Дорога в облака.

Памятник Трое мужчин в Лаккой

По дороге в поселке Лаккой мы увидели памятник. К сожалению, надписи на памятнике были только по-гречески, но мы думаем, что все же это памятник в память о войне.

Все-таки на Крите в каждом поселке или деревне обязательно есть своя церковь или часовня. По дороге мы увидели вдалеке в деревне очень солидную церковь. Мы поначалу подумали, что это Церковь Святого Креста, но потом выяснили, что ошиблись.

Спустившись в низину, мы попали в оливковые и апельсиновые рощи. Стыдно признать, но мы сорвали несколько штук. Таких вкусных апельсинов я еще не ел никогда!

А вот так собирают оливки.

Церковь Преображения Христа Спасителя

и, наконец, мы добрались до одной из главных целей нашего путешествия — Церкви Преображения Христа Спасителя в деревне Мескла. Вокруг — ни души. Как я уже писал, эта церковь, с моей точки зрения, является не менее значимым культурным памятником, чем трехнефная Панагия Кера. Церковь Христа Спасителя построена в XIII веке. И фрески церкви относят также к этому периоду.

Более подробную историю церкви вы можете прочесть здесь.

Вообще городок практически безлюдный и очень зеленый.

Подходим к церкви. Внешне даже не подумаешь, что это очень древний и очень значительный исторический памятник. Только информационный стенд говорит о том, что это не просто постройка.

А теперь давайте зайдем внутрь. Внутри вас ожидают прекрасно сохранившиеся фрески на стенах и потолке. Гораздо более сохранившиеся, чем в Панагия Кера.

Церковь Богородицы

Мы были очень рады, что нашли эту церковь. Все же настолько сохранившиеся церкви и работы мастеров встретишь далеко не часто. Церковь расположена и выглядит так, что мимо проедешь и даже не поймешь, что ты проехал. Потому что взгляд сразу притягивает Церковь Богородицы, которая видна со всех сторон!
Вернее, две церкви. Старая, время постройки неизвестно, и новая, построенная в 1970 году.

Чуть подробнее читайте в исторической заметке.

За старой церковью достаточно хорошо ухаживают, она отреставрирована. Но, к сожалению, она была закрыта, впрочем, как и новая.

Немного в стороне разбит небольшой садик.

А с другой стороны хорошо знакомые нам рощицы.

Выбрав место, можно сделать вот такой интересный кадр. Надо полагать, что так и было задумано строителями.

Церковь Святого Креста

Погуляв вокруг церквей, мы отправились дальше. Вернее, к следующей церкви. А по дороге совершенно случайно наткнулись еще на одну красивую церковь, и не смогли не остановиться. А именно — Церкви Святого Креста в Аликианос. Эта церковь, безусловно, самая новая церковь из всех, что мы видели.

Построена она с большим размахом, конечно.

К сожалению, и она была закрыта. Но наша цель была несколько иная.

Церковь Зоодохус Пиги

И, наконец, мы прибыли на место. Церковь Зоодохус Пиги.

Подробнее о церкви вы можете прочесть в небольшой исторической справке. Церковь была закрыта, судя по всему, на реставрацию. Но это не помешало нам осмотреть ее снаружи. Вообще расположена она фактически в поле, более чем в полукилометре от ближайшего поселка. Опять же, как с церковью Христа Спасителя, можно проехать мимо, даже не придав значения этой постройке, не зная, что это.

Эта византийская церковь отличается по архитектурному стилю от большинства византийских церквей, вероятно, это из-за того, что она построена задолго до того, как появился общий стиль в строительстве православных храмов и церквей.

Все же, сколько на Крите древних памятников, переживших столько потрясений… Как они только сохранились… Поразительно.

Озеро Агия

Обойдя церковь, мы сели в машину и поехали домой, но по дороге мы решили заехать еще в одно место — на озеро Агия. Немного информации читайте в этой заметке.

Это искусственное озеро, на котором живут разные животные и птицы. Но то ли было уже поздно, и все попрятались, мы никого не увидели. Но из-за внешнего вида озера, цвета воды и растительности на берегах нас не покидало стойкое ощущение, что мы где-то дома 🙂 Уж больно похоже.

Вот так закончился этот, можно сказать, интересный день. Конечно, больше всего мы были довольны тем, что нашли то, что искали. Ну, а на следующий день нас ждали очередные открытия!